Качество моторного масла влияет на долговечность двигателя, износ, время службы. Основная функция масла уменьшение трения и износа, за счет создания на их поверхности прочной масляной пленки. Основной характеристикой моторного масла является его вязкость. Вязкость Масла указывается при температуре 100 C, такая, температура (и выше) достигается в процессе работы двигателя. Например, м-10 моторное масло (м) 10 диапазон вязкости (вязкость 9,5-11,5 ССТ при 100 0С) [3,5].
Учитываются типы двигателей для применения, как одна из важнейших характеристик:
A – бензиновые и дизельные двигатели;
Б – малофорсированные двигатели;
В — среднефорсированные двигатели;
Г — сильнофорсированные двигатели;
Д – дизельные форсированные двигатели с ускоренной зарядки, которые работают под строгим контролем.
Если масло предназначено для бензиновых двигателей, выбирается группа А если для дизелей – Д. Например, м-10Г1 летнее моторное масло вязкость 10 градусов для бензиновых двигателей, м-З3Г1-зима, м-З3/10Г1-сезон.
По системе SAE (общество американских инженеров-автомобилистов) использование зимних, летних и всесезонных масел должно соответствовать требованиям. Область применения моторного масла в американской системе определяет API (American Petroleum Institute):
S — для бензиновых двигателей;
C – Для Дизельных Двигателей;
СF- для дизельных двигателей с раздельными камерами сгорания;
CF-4 для четырехтактных дизельных двигателей;
CF-2 для двухтактных дизелей транспортных машин;
CG-4 для четырехтактных дизельных двигателей, работающих на нефти с содержанием серы до 0,05%;
CH-4 для дизельных двигателей, которые будут работать непрерывно без замены Масла;
CD-сверхмощные моторы с зарядки;
SS – высокая мощность двигателей без наддува или менее Boost;
SL – для двигателей выпуска до 2001 года;
SE – бензиновые двигатели;
ЕС – энергосберегающее масло.
Таблица 4,1Классы вязкости моторных масел
Пример обозначения: SAE-5W/30, API SE, EC. Многозадачное моторное масло с кинематической вязкостью 10 ССТ при 100 С при низких температурах протекает как 5W тип Масла (W-Winter) обеспечивает легкий Пуск двигателя до температуры ниже-25 0С, для бензиновых двигателей, энергосберегающее предназначены. Оборудования для проведения исследования характеристик масла на АЗС можно заказать в компании Айрон-Системс. Также там можно заказать топливораздаточные колонки, газораздаточные колонки, маслораздаточные, автоматические ТРК для ведомственных АЗС, модули для топливозаправщиков, градуировочные комплексы для нефтебаз, стелы, программное обеспечение для АЗС.
Масло двигателя производится по следующей технологии изготовления. Мазут нагревают до температуры 450 С, который подают в ректификационную колонну(см. рис. 2,1), работающий при давлении 50 мм РТ. Известно, что со снижением давления выше точки кипения жидкости уменьшается. Например, углеводороды при атмосферном давлении760 мм РТ имеют температуру кипения 500 °c, и когда давление падает до 50 мм РТ сокращается до кипения 250 °c. Тяжелые углеводороды испаряются и не разлагаются. Есть вероятность того, что мазут будет разделен в зависимости от температуры кипения и Масел различной вязкости.Этот принцип основан на вакуумной дистилляции мазута.Нагретый мазут в ректификационной колонне разделяется в дистилляты (легкий, средний, тяжелый). Далее, удаляется воск и получается базовое масло. Затем на основе масла добавляется присадка и получается окончательный продукт товар масло. Дистиллятом называется доля нефти, которая добывается путем дистилляции. Полученное масло, например, SAE 5W (М-33), чистится, потом обеспарафинивается, добавляются присадки и получают сырое масло . Основные методы очистки: кислоты (серная кислота) и выборка. Сырая нефть смешивается с серной кислотой. Смолистые вещества реагируют с кислотами и образуют густую, тяжелую массу гудронов. Селективное (избирательное) использование моющего средства (фенол, ацетон) позволяет применять растворить, например, для удаления соединений серы с увеличением температуры. При понижении температуры сера выделяется в осадок соединений. При депарафинизации масло смешивается со смесью растворителей (толуол, кетон). Полученный раствор охлаждается до температуры минус 6 – 12 °С, кристаллы парафина осаждаются. Удаление парафина позволяет снизить точку кристаллизации масел. Коммерческие масла с необходимой мощность извлекается из основных масел, которые смешиваются вместе с добавлением соответствующих добавок.