Переговоры сопровождают всю нашу жизнь: мы ежедневно договариваемся с членами семьи, друзьями, клиентами, партнерами, начальством. В бизнесе умение вести переговоры считается искусством, позволяющим добиться многих высот. Этому искусству можно научиться, если понять и усвоить основные принципы ведения переговоров. Да и опытному переговорщику следует обязательно готовиться к каждой деловой встрече.
Маяком в умении договариваться является цель. Как сообщает печать буклетов с рекомендациями по успешному проведению деловых встреч, перед началом деловой встречи нужно четко определиться с желаемым ее результатом. К данному результату необходимо будет идти несмотря ни на что. При принятии тех или иных предложений в переговорах следует «примерять» их к своей цели, т.е. при их принятии нужно понимать соответствуют ли они желаемому результату. Этот основополагающий фактор является простым и сложным одновременно, т.к. многие сбиваются со своего курса в процессе ведения переговоров; можно сказать, что их именно уговаривают отойти от намеченного курса.
Перед деловой встречей нужно изучить своего оппонента. Знакомство с его политикой и принципами ведения бизнеса, изучение его этнических и культурных особенностей позволит провести деловую беседу более продуктивно и успешно. В данном вопросе поможет изучение истории становления и развития фирмы, знакомство с ее политикой в сфере продаж и закупок, рекламная стратегия и тактика фирмы (в данном вопросе могут помочь даже печать листовок, флаеров с рекламой компании), отзывы клиентов и пр. Также изучение второй стороны переговоров позволит понять ожидания оппонента от деловой встречи, поможет определиться что может предложить оппоненту Ваша сторона. Постарайтесь поставить себя на место оппонента и взгляните на ситуацию его взглядом. Такое упражнение поможет быстрее достичь желаемой цели.
Любая деловая беседа влечет за собой эмоции. В успешном результате переговоров многое значат положительные эмоции. Постоянно следует помнить, что общение происходит с человеком и нужно приложить максимум усилий для создания приятного тона беседы. Если оппоненту будет приятно вести диалог, который задаст ему приятный настрой, то Вы скорее добьетесь желаемого результата и обе стороны останутся в хорошем расположении духа, что станет отличным фундаментом для дальнейших деловых контактов.
В деловом мире принято желать всего и сразу, но не следует этим пугать своего делового собеседника. Двигайтесь к желаемому результату постепенно. Чем больше разница между Вашим взглядом на положение дел и позицией второй стороны, тем более аккуратно следует продвигаться в ведении деловой беседы. Напористость в этом случае может лишь спугнуть.
Еще одним ключом к успешной деловой встречи являются различия и чем они больше, тем в некоторых случаях лучше. Многие ошибочно из этого делают проблему, но это является возможностью. Большие различия делают из маленького пирога большой и каждая из сторон может получить желаемый большой кусок и не в ущерб второй стороне. Перед переговорами проанализируйте какие проблемы являются скрытыми возможностями.
Важным аспектом переговоров является честность и прозрачность. Во время деловой встречи не нужно скрывать, врать и юлить перед партнером. Ложь выйдет наружу, возможно, она и поможет получить желаемое, но только здесь и сейчас. Взамен Вы получите испорченные отношения и подорванную репутацию, что принесет гораздо больший ущерб в долгосрочном периоде по сравнению с полученным мгновенным результатом. Но не путайте это с «простотой»: в деловой встрече нельзя показывать все свои карты, а тем более козырные.
И помните, что все деловые переговоры индивидуальны. Готовиться к ним нужно, но действовать следует по обстоятельствам. Умение правильно и вовремя реагировать на течение диалога позволит распознать и не упустить благотворные возможности. Если Вы понимаете, что беседа не движется в нужном Вам русле, то лучше отступиться в данном случае. Листовки, брошюры или визитки дешево помогут остаться образу Вашей компании в сознании клиента, к которому Вы вернете его позже, но с более продуктивным для Вас настроением. Будьте компетентны, внимательны и позитивны и тогда все Ваши переговоры будут успешны и принесут положительные эмоции Вам и Вашему собеседнику.